5 сентября 2013 г.

ОРД: Выборы в Киеве: кому это надо

За все более ожесточенными стычками под стенами и в коридорах Киевского горсовета, за грозными заявлениями лидеров оппозиции и издевательски-циничным решением Конституционного суда относительно даты выборов скрываются многочисленные пружины и рычаги, возможно, незаметные с первого взгляда. И первые вопросы, которые следует задать самим себе, чтобы понять истинную суть происходящего, это «зачем все это нужно?» и «кому это выгодно?».

«Бонусы и преференции»
Когда заходит разговор о значении победы на выборах в Киевский городской совет для той или иной политической силы, как правило, приводятся аргументы, лежащие на поверхности.
Во-первых, это психологический эффект, важный для любых последующих выборов более высокого уровня — парламентских и президентских. Как известно, Киев традиционно отдает электоральное предпочтение умеренным национал-патриотам.
В 2010 году за Тимошенко здесь проголосовало около миллиона избирателей, да и в 2012-м столица отдала 30,99% голосов за «Батькивщину», 25,45% — за «УДАР» и 17,33% — за «Свободу». Все это против 12,60% за Партию регионов. Поэтому неизменно эффектно в устах оппозиции выглядят заявления вроде: «Столица Украины говорит: „Нет“ донецким» или «Янукович и его партия остаются чужими для Киева».
Во-вторых, в последние годы выборы в нашей стране практически никогда не заканчиваются в день объявления официальных результатов подсчета голосов, неизменно получая продолжение на улицах. И столичная брусчатка — лучшие подмостки для таких выступлений. А то, насколько эта сцена будет готова принять режиссеров и статистов нового Майдана, в значительной степени зависит именно от городской власти.
В-третьих, пост мэра Киева традиционно считается четвертым по важности в стране после президента, премьера и спикера ВР. Следовательно, занимая его, тот или иной политик автоматически получает всеукраинскую трибуну и практически неограниченные (причем по большей части бесплатные) возможности для популяризации своей политической силы. Следовательно, этот фактор может оказаться весомым вкладом в предвыборную копилку — опять-таки и парламентскую, и президентскую.
Ну, и четвертое. Об этом, едва ли не самом осязаемом преимуществе контроля над столицей политики особенно не распространяются, но он не менее очевиден, чем три предыдущих. Практически безграничный контроль над все дорожающей киевской землей дает прямо-таки фантастические возможности не только для личного обогащения главных «решал» Киеврады и пополнения партийной кассы — этот фактор еще и обеспечивает массу привлекательнейших возможностей для склонения на свою сторону многих ключевых фигур на самых разных уровнях любой из ветвей власти.
Электоральные иллюзии и социологические фантазии
Разумеется, все приведенные выше резоны не являются чисто умозрительными рассуждениями, а основаны на логике политической жизни. Но, как ни удивительно, на практике все то, что кажется таким ясным и само собой разумеющимся, получает какое-то воистину сюрреалистическое воплощение. И в результате оказывается, что, пожалуй, только четвертый аргумент в пользу «взятия Киеврады» имеет универсальное и непреходящее значение.
Итак, рассмотрим поподробнее массовые симпатии киевлян к национал-патриотам. Казалось бы, начиная с середины девяностых Украина никогда не испытывала недостатка в партиях и политиках, называющих себя патриотами и оппозиционерами. Практически все они тем или иным образом были связаны с той или иной политической силой, которую, по крайней мере по формальным признакам, вполне можно было идентифицировать как оппозиционную.
Но за всю новейшую (будем вести отсчет с 24 августа 1991 года) историю во главе Киева ни разу не оказывался явный оппозиционер. Иван Салий, Леонид Косаковский, Александр Омельченко, Леонид Черновецкий — ни у одного из экспертов не повернется язык назвать хотя бы одного из них «оппозиционером».
Похоже, современные киевляне сильно не любили всех своих градоначальников. Впрочем, первых двух и назначали сверху, и от должности освобождали президентскими указами. В частности, председателя Киевской городской государственной администрации Леонида Косаковского президент уволил 19 июля 1996 года «за допущенные нарушения действующего законодательства и недочеты в руководстве администрацией». Но за двух последних — Омельченко и Черновецкого — жители столицы голосовали сами, избирая и того, и другого на второй срок.
Насчет Лени-Космоса в Украине не шутил только ленивый. Потешались над ним и сами киевляне. Омельченко был не столь эксцентричен, но это не мешало ему играть серьезную роль в политике не только столичного, но и республиканского масштаба.
Разумеется, и Александр Александрович, и Леонид Михайлович всегда умели договариваться с высоким руководством. Но голосовали-то за них не любящие и власть, и самих Омельченко с Черновецким киевляне. За каждого — по два раза. Причем в обоих случаях мотивы выбора трудно было назвать рациональными.
«Фишкой» Омельченко была... тротуарная плитка. Ее многократно переукладывали и перепродавали владельцам расположенных в центре магазинов и ресторанов «для благоустройства прилегающей территории». Причем действовали по принципу: «Дядя, купи кирпич», то есть в ультимативной форме заставляли предпринимателей выплачивать астрономические суммы за материалы, явно не стоившие и пятой части того, что за них требовали.
Главной же статьей дохода киевского «духовного брата» мэра-строителя Юрия Лужкова (Сан Саныч тоже любил щеголять в кепке) были повсеместные реконструкции, за которые местный бюджет щедро рассчитывался с фирмами, принадлежавшими сыну Омельченко. Знавшие обо всем киевляне только вздыхали: «Ну да, ворует, конечно, но ведь и строит же...» — и... отдавали за него свои голоса.
Если верить понимающим в этом деле экспертам, при помощи своего строительного «отхожего промысла» Омельченко ежегодно осваивал по несколько МИЛЛИАРДОВ отнюдь не украинских денег. Но из мэрского кабинета он отправился не на нары, а на пенсию. А киевляне избрали ему на смену «инопланетянина» Черновецкого.
Благодаря Леониду Михайловичу в стране возникла целая анекдотическая субкультура. А земельные махинации «молодой команды профессионалов» затмили своим размахом даже строительное «творчество» предшественника. И что же?
Добившись в 2008 году досрочных мэрских выборов, Юлия Тимошенко была свято уверена, что волна народной неприязни просто выметет из Киеврады многократно осмеянного городского голову, ежедневно дававшего всей стране повод для новых издевательств своими эксцентричными выходками, вместе с его проворовавшимися соратниками. На его место Юлия Владимировна, основываясь на собственной популярности и пресловутой любви киевлян к оппозиции, прочила Александра Турчинова.
Кстати, рейтинги — тема отдельного разговора. Накануне выборов половина экспертов прочила победу Виталию Кличко, а вторая половина отводила ему второе место с минимальным разрывом. По мнению первых, голоса избирателей должны были распределиться следующим образом: Виталий Кличко — 27,5%, Леонид Черновецкий — 19,6%, Александр Турчинов — 7,8%. Вторые же утверждали, что на выборах киевского мэра 25,2% опрошенных готовы голосовать за Виталия Кличко, а 24,9% поддерживают нынешнего мэра столицы Леонида Черновецкого. Вице-премьеру Александру Турчинову они оставляли только 6%...
Как известно, итогом выборов 2008 года стала убедительная победа «Космоса», получившего, благодаря Тимошенко, законные основания утверждать, что он теперь «дважды легитимен» и даже злорадно «троллить» проигравшего ему Юлиного соратника, действующего вице-премьера.
Но победа Черновецкого оказалась не единственным сюрреалистическим результатом тех выборов. Вопреки всем опросам и прогнозам, на второе место, пусть и с астрономическим отрывом, вышел Александр Турчинов с 19,13%. Кличко же пришлось довольствоваться «почетным» третьим результатом, получив поддержку 17,97% проголосовавших. Мало того — фракция «инопланетянина» приросла 22 депутатами, набрав 30,45% (43 мандата) против 12,93% (21 депутат) в 2006 году. Фракция же «Батькивщины» потеряла девять человек, набрав 22,79% (в 2006-м — 24,64%).
Аргументы киевлян, голосовавших за Черновецкого в 2008 году, заслуживают особого внимания. Чаще всего люди недоумевали: «Если он действительно преступник и виноват во всем том, в чем обвиняет его Тимошенко, то почему она назначает новые выборы вместо того, чтобы просто открыть по нему уголовное дело?».
А потом эти же избиратели два года спустя искренне благодарили пришедших к власти регионалов, которые, не заморачиваясь юридическими тонкостями, просто порекомендовали Леониду Михайловичу вместе с «молодой командой» тихо уйти.
Расхожее мнение, что позиция столичного мэра может как-то серьезно помочь или помешать проведению на подведомственной ему территории всеукраинских акций, и вовсе не выдерживает проверки практикой. Миф о судьбоносном значении поддержки Александра Омельченко Майдана образца 2004 года, похоже, выдуман и запущен в свет самим Александром Александровичем.
Как известно, прибывавшие той зимой в Киев со всех концов страны украинцы не спрашивали на это разрешения у городского головы. А сам Омельченко, по свидетельству очевидцев, на закрытом совещании у Кучмы предлагал очистить Майдан... при помощи водометов. И лишь уловив обостренным чутьем опытного аппаратчика, в чью сторону склоняется чаша весов, стал подкармливать жителей палаточного городка сосисками.
Ну, и еще один аргумент оппозиционеров и политологов: должность столичного мэра — настоящий трамплин для победы на президентских выборах... Не только украинская, но и мировая политическая история знает массу примеров, когда премьер-министры сравнительно легко избирались президентами.
Но подобные «истории успеха», героями которых становились бы даже удачливые и любимые народом градоначальники, можно пересчитать буквально по пальцам (традиция работает в основном во Франции, но никак не на просторах СНГ).
В тупике.
Тем не менее ситуация с выборами в Киевраду, созданная парламентским большинством и ручным Конституционным Судом, далека от простого решения. Корень проблемы кроется в том, что любое сегодняшнее решение по поводу выборов в Киевраде будет, мягко говоря, сомнительным с точки зрения закона. Поэтому разруливать ситуацию можно лишь политическими методами.
Об этом, в частности, говорит член ЦИК Михаил Охендовский:
«Юридически безупречной даты одновременного проведения обоих выборов на сегодня не существует. Вопрос вполне перешел в плоскость политической целесообразности. Решить его может только парламент. Если горсовет поработает весь отведенный ему Конституцией срок, следующие выборы депутатов будут очередными. Что это значит? Это значит, что на следующих выборах депутаты Киевского горсовета будут избраны на пять лет, а мэр — только до следующих очередных общенациональных местных выборов».
Понятно, что для выхода из этой патовой ситуации нужна политическая воля. И для ее реализации (конечно, при условии принципиального наличия такого решения) Виктору Януковичу вполне хватило бы голосов его фракции в ВР. Но регионалы прекрасно отдают себе отчет: победить им, возможно, удастся лишь в двух случаях. Либо если выборы пройдут в два тура, либо если оппозиция так и не сумеет договориться о едином кандидате.
При всей иллюзорности преимуществ, которые достанутся оппозиции в случае победы, сам факт поражения Партии регионов со всем ее изощренным аппаратом для получения нужных результатов, со всем финансовым ресурсом и пока еще управляемыми силовиками послужит более чем убедительным сигналом для оппозиционно настроенных избирателей накануне выборов-2015.
В том же, что рассчитывать сегодня на формирование большинства в Киевраде регионалам не приходится, не сомневаются даже самые романтические оптимисты в их рядах. Результаты выборов 2010 и 2012 годов в Киеве и Киевской области говорят сами за себя. Они оказались провальными не только для списочной части их депутатов. Вчистую, без скандалов и откровенных махинаций им не удалось провести тут ни одного мажоритарщика.
При всем при этом нельзя сбрасывать со счетов и тот очевидный факт, что вот уже больше месяца все решения Киеврады являются, мягко говоря, не совсем законными. Что дает основания новому составу горсовета просто отменить их. Тем самым существенно ущемив в имущественных правах тех, кто решает свои бизнесово-земельные вопросы в осажденном сессионном зале.
Что дальше?
Как ни странно, нынешнее растянуто-подвешенное состояние Киеврады выгодно оппозиции не меньше, а может быть, даже больше, чем партии власти.
С одной стороны, оно оказывается неисчерпаемым источником информационных поводов для всевозможных заявлений, обращений в международные инстанции, штурмов и осад. С другой — отсутствие необходимости проведения выборов в этом году в значительной степени снимает остроту противоречий в оппозиционном лагере, вызванных отсутствием единого кандидата.
А все без исключения политологи и социологи сходятся в одном: победить оппозиция сможет лишь в том случае, если сумеет договориться. Лишь кандидат, поддержанный всеми оппозиционными партиями, имеет безусловные шансы на победу.
Причем, при разнице стартового рейтинга у всех возможных кандидатов, один только ярлык оппозиционера автоматически добавляет электоральной поддержки любому соискателю мэрского кресла уже только потому, что он «не донецкий».
Во всех остальных случаях множественные кандидаты «якобы от оппозиции» лишь размоют протестный электорат и предоставят шансы на победу «регионалу-хозяйственнику» Александру Попову. Главным недостатком которого в глазах киевлян является его принадлежность к ПР.
Еще одним «теневым» решением мэрских выборов для Партии регионов может стать выдвижение «от оппозиции» кандидатуры Петра Порошенко или, при определенных условиях, Виталия Кличко. Последний, кстати, во многом благодаря давней дружбе с Александром Омельченко, во времена его мэрства сумел стать одним из крупнейших владельцев элитной недвижимости в столице. А как регионалы умеют наступать на имущественные мозоли, они уже не раз демонстрировали.
Однако с Кличко все оказывается куда сложнее, чем с Порошенко. Ведь если «шоколадный король» не раз уже заявлял о своей готовности стать единым мэром от оппозиции, да и сами оппозиционеры вслух и, кажется, вполне серьезно обсуждают перспективы его кандидатуры, то главный «ударник», судя по всему, сам еще не очень понимает, чего именно он хочет.
Его мэрство сейчас явно куда больше нужно Арсению Яценюку. Ведь оно позволит накрепко привязать к столице соратника-конкурента с растущим,как на дрожжах рейтингом, а заодно пригрузить его хозяйственно-коммунальными проблемами.

И Кличко прекрасно понимает, что кресло городского головы в нынешней ситуации вполне может превратиться для него в прокрустово ложе. Ситуация в чем-то может быть подобна последнему премьерству Тимошенко, когда та буквально зубами выгрызла это кресло. Но разразившийся мировой экономический коллапс в 2010-м весьма печально отразился на личном рейтинге действующего премьер-министра.
Поэтому, избегая разговоров о мэрской кампании, Кличко не оставляет надежд при удачном раскладе завести в Киевраду максимальное количество однопартийцев. И, кстати, не афишируемое, но эффективное содействие ему в осуществлении этого желания со стороны все еще контролирующих админресурс регионалов тоже может стать предметом сепаратных договоренностей.
Сложнее всего во всем этом многовекторном противостоянии «правящему секретарю» Киеврады Галине Гереге. Ее политическое будущее до 2015 года пока что не известно. В одном можно быть точно уверенным: первую сессию Киеврады после каникул она все-таки откроет. А вот что будет дальше — через месяц, через полгода, через год, наконец?..
Власть явно не собирается уступать, ссылаясь на решение КС, а оппозиция, не имеющая рычагов для реального изменения ситуации, ждет и шумит, действуя по принципу Ходжи Насреддина: в конце концов, либо шах умрет, либо ишак сдохнет...

Безусловно, прояви сами киевляне побольше беспокойства по поводу затянувшейся нелегитимности органа, который якобы представляет их интересы, все могло бы пойти совсем по-другому. Но пока что ни у кого за исключением немногочисленных группок партийных активистов, чаще всего проплачиваемых или мотивированных каким-то иным способом, эта правовая коллизия не вызывает вспышек гражданского негодования. Тем более не тянет она на предвестника революционной ситуации.
Ну а пока что Киеврада приступает к очередному этапу своего невнятного существования, власть стягивает к ее стенам ОМОН, оппозиция собирается на очередной военный совет. А значит, продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий