ОРД: Заказные убийства: новая специфика
Написано: 31 августа 2013 г. автор Unknown Ярлыки: NEWS COMPROMISING
0
На «рынке» заказных убийств украинских бизнесменов меняются тенденции. Если еще недавно жертвами становились персоны известные либо своей деловой активностью, либо криминальным прошлым (а чаще – и тем, и другим), то недавние преступления обращены на представителей так называемой «новой волны невидимок». Тех, кто поднялся (незаметно для наблюдателей) за последние годы и так же незаметно стал доминировать на рынке. Еще одна специфическая особенность таких убийств – где бы они ни происходили, след тянется на Западную Украину…
Три смерти
Вечером 26 августа на ул. Монастырского в Сиховском районе Львова в подъезде собственного дома был зарезан директор IT-компании NRAVO Роман Микита. Ему нанесли 13 ножевых ранений. Единственным возможным свидетелем злодеяния является его двухлетняя дочь. Малышка зашла в лифт и терпеливо ждала, пока отец, припарковав оранжевый джип «Лексус» последует за ней. Но до лифта Роман так и не дошел. Он не успел так же достроить особняк за городом и увидеть второго ребенка, которым беременна его жена.
Убийство Микиты шокировало IT-рынок: компания, которую он возглавлял, сейчас занимает первое место в рейтинге крупнейших отечественных разработчиков телефонных игр. В прошлом году они заработали $5 млн.: возможно, не столь уж впечатляющую сумму для нефтебизнеса или агропромышленного концерна, но феноменально высокую для «гейминга».
Меньше, чем за месяц до трагедии во Львове, в харьковском загородном ресторане «Охотный двор» тремя выстрелами из пистолетом с глушителем был застрелен Ярослав Бисага ‒ совладелец и генеральный директор лидирующей на рынке импорта шин и запчастей компании «Омега-Автопоставка». По данным журнала Forbes, выручка компании в 2012 году составила 3,2 млрд. грн, чистая прибыль – 39,8 млн. грн. В первом квартале 2013 года было заработано всего 518 млн. грн, из них прибыли – 6,7 млн. грн.
Несмотря на то, что Бисага жил, работал и был убит в Харькове, западно-украинские корни есть и тут: бизнесмен родился и вырос на Закарпатье, оттуда уехал учиться в Харьков, однако, свой бизнес по импорту шин и деталей начинал якобы с земляками. Через западную границу.
Убийство мэра Феодосии Александра Бартенева по косвенным признакам не соответствует нашим критериям. Он не был «невидимкой» бизнесе, его деловые успехи остались в прошлом, до прихода во власть, как и все, что было связано с лихими 90-ми. Которые отразились на биографии практически каждой заметной фигуры в крымском истеблишменте.
Есть лишь один критерий, позволяющий нам упоминать и это преступление тоже: обрез одноствольного охотничьего ружья 16-го калибра, из которого в ночь с 26 на 27 июля в подъезде своей пятиэтажки был смертельно ранен Бартенев, оказался «родом» из Тернопольской области. Там его изъяли у представителей местной ОПГ милиционеры, по документам «утилизировали», а на самом деле – потеряли. Или сбыли обратно братве. И вот ружье, хоть и не висящее на стене, выстрелило…
Охота на геймера
Украинская специфика заключается в том, что три четверти бизнеса выросло на фундаменте, построенном еще в начале 90-х, а иногда – еще раньше, при советском кооперативном движении. Нынешние миллионеры и миллиардеры (кому за 40) начинали с малых предприятий при государственных гигантах; с челночного бизнеса, кооперативных кафе, «нефтяных вертушек», налаживания взаиморасчетов с Россией, бартерных схем и коммерческих киосков.
Те, кто помоложе, пришли в уже разросшиеся фирмы первопроходцев: начинали там менеджерами, потом основали свой собственный бизнес и сумели не прогореть. И только маленькая толика успешных людей заработала на том, с чего собственно и стартовала. Как правило, это люди молодого поколения – от 25 до 35 лет. Именно они умели смотреть в будущее и видеть в нем новые перспективы для развития своего бизнеса.
Роману Миките еще не исполнилось 34 года, и он был из разряда тех, кто успевает пройти максимум карьерный ступеней до 40 лет. Его партнер по бизнесу Андрей Табачин, напротив, к управлению собственной компанией по разработке мобильных игр для недорогих телефонов шел много лет. Сначала он «отпахал» на монстров индустрии программных продуктов Spilne-Software и Epam (одно время они работали во Львове вместе). Потом основал игровую студию, а три года назад создал Nravo. На сегодня это – крупнейшая независимая игровая студия в Украине. Компания по производству игр для мобилок, если так можно сказать, полного цикла: от идеи до сбора денег с платных площадок за виртуальные мечи, кирпичи и другие игровые «штуки».
Продукция фирмы адаптирована на российского или украинского пользователя с (прямо скажем) далеко не запредельным уровнем интеллекта. Но она хорошо продается не только в СНГ, где Nravo, по некоторым данным, занимает до 15% рынка и теснит россиян (одновременно и сотрудничая с ними), а и в Польше или Америке. На сайте компании указано, что не так давно она вышла на польский рынок, а в Чикаго у Nravo есть свой офис.
Но, главное, что фирма умеет не только производить забавный и пользующийся спросом продукт, но и собирать за него деньги. Что в пиратском мире мобильных игр совсем не просто. Говорят, что концепцию того, как «ловить пролетающие копейки» придумал именно Микита. Он был мозгом процесса, пик которого эксперты относили на 2014-2015гг. Если это правда, то смерть Романа может нанести Nravo почти непредсказуемый ущерб в обозримом будущем. Похоже, что это понимали те, кто замыслил жестокое убийство директора гейминговой «конторы».
При этом у экспертов с многолетним опытом работы в органах почти нет сомнения, что милиция будет искать, прежде всего, «бытовой мотив» преступления. Руководствуясь тем, что для убийства был использован не пистолет с глушителем, и не снайперское ружье, а нож.
Нефтяной мотив
Мэр Феодосии Бартенев, скончавшийся в больнице через пару дней после разбойного нападения, также смотрел в будущее. Сейчас милиция пытается продвигать версию, что преступлению было совершено с целью ограбления. Но опытные оперативники с этим не согласны.
Бывший первый заместитель министра МВД Украины генерал-полковник милиции Михаил Корниенко, возглавлявший крымский главк МВД с 1995 по 1997 годы, прямо заявил журналистам: «Безусловно, это заказное убийство. Возможно, убийцы хотели создать именно такое впечатление (ограбление, ‒ Автор.). Но оно, конечно же, связано с деятельностью погибшего», ‒ заявил Корниенко.
Еще один бывший начальник МВД Украины в Крыму ‒ Геннадий Москаль заявил, что считает основными версиями убийства Бартенева борьбу за контроль над перевалкой нефти в Феодосии, где работает фирма, которую ранее возглавлял мэр. И вот тут, пожалуй, стоило бы «притормозить» и «порыться» в фактах.
До избрания мэром Феодосии Бартенев возглавлял компанию, которая занималась продажей нефтепродуктов. Потом официально отошел от дел, но неофициально продолжал его частично контролировать. Тем более, что в нефтебизнесе остался его сын.
Ключевым проектом в нефтяной сфере приморского города является идея строительства частной нефтеперевалки. Еще в начале 2000-х годов ее «спонсором» выступил российский миллиардер, владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский. Для реализации этого плана еще в 2003 году было создано ЗАО «Кафа», которому горсовет передал в аренду на 49 лет около 9 гектар земли, где фактически уже находилась местная нефтебаза. Но Ходорковский впал в немилость, и буквально через несколько месяцев после выделения земли был арестован. Других инвесторов не нашлось и строительство нефтеперевалки пришлось заморозить.
Только спустя много лет, когда Бартенев уже был мэром, проектом заинтересовался казахский миллиардер Бахытбек Байсеитов. В 2010 году фактически умершую компанию с участием ЮКОСа перерегистрировали в ООО «Кафа-терминал», и она на 100% стала принадлежать фирме «Вита-ХХІ» Байсеитова.
По идее, строительство частного нефтеперевалочного комплекса в Феодосии уже должно было завершиться. Но у проекта есть противники. Это не местные жители, не экологи и даже не конкуренты. Это очень мощная украинская ФПГ с корнями в Днепропетровске, которая раньше выпускала нефтепродукты на западно-украинских НПЗ, а потом их закрыла. Но все равно продолжает контролировать значительную часть нефтяного рынка страны, и, что для нее особенно важно, все морские нефтетерминалы Украины. Появление терминала в Феодосии означает для этой ФПГ окончание периода единоличной власти над портовой нефтеперевалкой.
Для того, что сохранить статус кво, противники проекта всей жизни мэра Бартенева устраивали разные каверзы – от судебных преград, связанных с выделением земли до (по слухам) запугивания потенциальных подрядчиков строительства. Однако, говорят, что решение о том, чтобы строить в Феодосии терминал на деньги казахского миллиардера, было принято на достаточно высоком уровне. И Бартенев праздновал победу. Ровно до того момента, как загадочный обрез из Тернопольской области, не оборвал его жизнь.
Карпатский след харьковского расстрела
Убийство директора компании «Омега-Автопоставка» Ярослава Бисаги вечером 1 августа в ресторане «Охотный двор» не пытались замаскировать ни под ограбление, ни под бытовую поножовщину. Он приехал в дорогой загородный ресторан на переговоры по бизнесу. Водитель и охранник находились на улице возле машины. Убийца спокойно прошел на летнюю площадку, где сидел бизнесмен, подошел сзади и выпустил ему три пули в спину. Одна из них попала в область сердца. От полученного ранения 42-летний Басага скончался на месте, а киллер спокойно покинул заведение.
Позднее следователи нашли брошенный пистолет «Форт» (переделанная в боевой «резинка») с глушителем. Как выяснилось позже, «резинка» была зарегистрирована в Запорожье, где пару лет назад пропала, о чем владелец написал заявление в милицию.
Кто убил бизнесмена, доподлинно пока неизвестно. Милиция проверяет разные версии. Выследить его было делом нехитрым – в ресторане, где его застрелили, он бывал достаточно часто. Сама фирма была зарегистрирована в каком-то селе под Харьковом. И мало кто догадывался, что каждый второй украинский фермер, владелец КАМАЗа или трактора, «Газели» и даже иномарки покупает шины и запчасти у хлопцев из харьковского села. Фирма (незаметно для остальных) стала лидером в сфере импорта шин и запчастей в Украине. Она является (на секундочку!) официальным дилером продукции свыше 350 заводов. Имеет заказчиков в России и странах СНГ.
По идее, при таких раскладах застрелить Бисагу мог любой «жесткий» конкурент, пытающийся любой ценой прорваться на рынок, где уже все застолбила «Омега-Автопоставка». Но, как говорят специалисты, таких «рвущихся» конкурентов пока замечено не было. Не слышали в деловых кругах и о попытках рейдерского захвата компании. Тем более, что второй партнер Бисаги – депутат облсовета от ПР Юрий Дудырев – сейчас временно возглавил компанию, и вряд ли кому-нибудь ее отдаст.
Поэтому, как ни странно, некоторые эксперты склоняются к версии, что Бисагу убил выстрел из прошлого. «Возможно, на заре независимости, когда «Омега» была лишь сетью ларьков по продаже запчастей, которые (скажем прямо – разными тропами) пересекали границу в Закарпатье, в то время полностью контролируемом «генералами от ОПГ», были взяты какие-то обязательства, имелись какие-то временные партнеры, посчитавшие, что с ними некорректно обошлись. И, вернувшись в криминальный строй и не договорившись «по-хорошему», они прислали профессионального киллера убить закарпатского бизнесмена, ставшего одним из самых крутых предпринимателей харьковского региона. То, что это преступление совершено профессионалом и, по почерку, из криминального мира – очевидно», ‒ считает один из бывших сотрудников милиции.
P.S. По его мнению, все три убийства, о которых шла речь в этой статье, имеют минимум шансов быть раскрытыми. В то же время они указывают на тенденцию, которая, возможно, станет более заметной уже в ближайшее время: покушения на «невидимок», чьи успехи в бизнесе становятся известны широкой общественности, увы, только после смерти.